Как не надо писать романы — с точки зрения рецензента

С февраля этого года у меня появилась еще одна занятость — я работаю внештатным рецензентом англоязычной литературы в издательстве «Эксмо». Читать книги и писать на них рецензии, ну чем не работа мечты!

Если учесть, что читаю я в основном современные романы и чиклит, то удовольствие получаю в двойном объеме.

Это те жанры, с которыми мне интересно и приятно работать. Да что там, если мою многострадальную детскую книгу когда-нибудь издадут, и кто-то спросит меня, в каком еще жанре хотелось бы себя попробовать, отвечу однозначно: я хочу написать роман.

чиклит1

При том, что мне, как правило, достаются очень неплохие книги, в них постоянно встречаются одни и те же недочеты. Они настолько банальны, что даже как-то неловко их перечислять. Но так как однотипные ошибки кочуют из книги в книгу, я все же составила подборку минусов, на которые как рецензент всегда обращаю внимание. Вот топ-5:

1. Идеальные главные герои

Он — красавец-мужчина (описание его красот простирается на пару страниц, в то время как другим героям едва ли уделяется несколько предложений). Она — томна и прекрасна (если в книге есть герой мужского пола, конечно, он в нее влюбится).

Стоит ли говорить, что при таком подходе любовная интрига катится в тартарары. Сразу понятно, если девушка детально описывает достоинства незнакомца, это и есть мужчина ее мечты, с которым она в финале исполнит приторный хэппи-энд. Скучно, господа, скучно и предсказуемо!

Как тут не вспомнить Джерома К. Джерома:

«Взяв в героини безупречно хорошую женщину, вы выдаете все свои тайны в первой же главе. Всем доподлинно известно, как героиня поступит при любом предполагаемом стечении обстоятельств: она всегда будет поступать одинаково — то есть правильно. С недобродетельной героиней, напротив, не известно заранее, что произойдет. Из пятидесяти с лишним возможных путей она может избрать как единственный правильный, так и один из сорока девяти ошибочных, и вы с любопытством ждете, какой же путь она изберет».

2. Совпадения

Советуем к прочтению  Саспенс или правила писателя-садиста

Строго говоря, без совпадений порой не обойтись. В жизни тоже чего только не случается, и каждый из нас легко выудит из памяти историю о том, как встретил первую любовь в переполненном московском метро или познакомился со своей второй половинкой в далеком Таиланде при том, что «половинка» с младенчества проживает в соседнем подъезде, и вы все детство возились в одной песочнице.

Да, бывает всякое. Но совпадения тем и удивительны, что они случаются редко.

К сожалению, многие романисты заставляют героев «совпадать», так как это выгодно сюжету. Ну действительно, если герои расстались, нужно заставить их встретиться, притом как можно более случайным образом.

Честно говоря, я уже вздрагиваю, когда вижу в тексте, что героиня «почему-то» вспомнила первую любовь по пути на новую работу. Ясно как божий день, что на новой работе она непременно снова встретит Его, и ближайшие триста страниц они будут заниматься ссорами и поцелуйчиками вместо того, чтобы готовить отчеты (правда, всем книжным боссам на это обычно наплевать!).

В каждом втором романе я встречаю минимум 4-5 совпадений, когда герои «совершенно случайно» встречаются друг с другом. Ладно, когда такое происходят в крошечных деревушках, но в больших городах!

Одна героиня раз пять встретилась с героем на улицах Лондона. Писатели, с вами самими такое случалось? Если нет, зачем вы об этом пишете?

3. Любовный треугольник

Чтобы соединить героев, их для начала надо разъединить, иначе о чем писать роман! Хорошо, допустим, герои расстались или пока не встретились.

Чаще всего в отсутствие любимых героини находят себе каких-то ммм… простите за выражение, хануриков, с которыми затевают романы и свадьбы несмотря ни на что. Главное, вся родня и подруги твердят, что это не вариант, но героини упорно устраивают любовный армагеддон в собственной жизни.

Советуем к прочтению  Книга вдохновения

женская проза

Как правило, героини встречаются с неподходящими им мужчинами только для того, чтобы создать какую-никакую интригу и дать развитие сюжету. Смотри, читатель, словно говорят они, этот тип меня абсолютно не любит, он подавляет меня и пытается подмять под себя, он алкоголик/наркоман/альфонс/абьюзер/нищеброд, он совершенно мне не нравится, но я вступлю в отношения с ним ради того, чтобы заинтересовать тебя читатель, ты же всегда ищешь в книгах любовные треугольники!

И пусть читатель мотает головой, уверяя, что эти треугольники в горле у него стоят, герои читателю не верят. Вместо того, чтобы выбрать любую другую причину для разлуки, герои по приказу автора обычно расстаются из-за третьего лишнего.

И этот третий лишний стоит на пути к счастью, пока не выяснится что-то ужасное: он изменяет героине со всеми ее подругами сразу, изнасиловал тетушку героини или совершил еще какое-то преступление. Только после этого у героини открываются глаза, и она наконец возвращается к любимому.

Так вот, писатели, пожалуйста, будьте оригинальными. Придумайте что-то получше избитого любовного треугольника. Я тут набросала списочек специально для вас.

4. Отсутствие мотивации

В плохих романах герои ведут себя так, как нужно автору. Из свежих примеров — героиня Ф. когда-то в школе пережила предательство возлюбленного. Спустя много лет, когда Ф. состоялась в жизни, она, конечно же, случайно (ну а как вы думали!) встречает того самого возлюбленного. Он тоже состоялся, у него есть жена и дети. Но это не мешает ему напиться и в течение нескольких глав то в нетрезвом, то в трезвом виде осаждать Ф., признаваясь ей в любви. Вот так ни с того ни с сего взрослый мужик увидел одноклассницу через 10 лет после окончания школы и понял, что жить без нее не может.

Верите? Я — нет.

Советуем к прочтению  Кому нужен читатель?

Вывод: если герой что-то делает, у него должна быть мотивация. Если поступок серьезно меняет его жизнь (а герой вообще-то собирается бросить семью), у него должна быть серьезная мотивация, а не пять минут общения с бывшей на вечеринке.

5. Избитые темы

Помимо любовной сюжетной линии, самые частые темы в женском романе — это:

чиклит романы

— проблемы отцов и детей (у героини несчастное детство и плохие отношения с родителями, которые каким-то образом будут исправлены к концу книги)

— семейные взаимоотношения (обычно показывается, как устраивают свою жизнь другие члены семьи героини — сестра, мать, тетя и т.д.; часто открываются какие-то семейные тайны)

— друзья (ведутся сюжетные линии, связанные с жизнью друзей героини; если в книге у героини есть друзья, то, как правило, это означает многочисленные диалоги «бла-бла-бла о смысле жизни», посиделки в баре и вульгарные шутки)

— доброта и добрые поступки (так как прекрасная героиня всегда добродетельна, вспоминаем Джерома, она занята добрыми делами — да, в каждом втором романе)

Никто не говорит о том, что нужно стремиться избегать всех этих тем, но осторожность не помешает. Если эти «штампы» встречаются сплошь и рядом, возможно, стоит придумать что-то свеженькое?

К счастью, встречаются романы без этих ошибок, с неожиданными авторскими находками и крутыми приемами. Если интересно, как-нибудь расскажу :)

Наталья Васильевна
Наталья Васильевна
Учитель русского языка
Задать вопрос

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Говорите правильно
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: