Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым

Главные члены — грамматическая основа предложения

Прежде всего необходимо запомнить, что предложение — это не какой-то набор разных слов, а взаимосвязанные между собой речевые единицы, которые, располагаясь в определенном порядке, представляют законченную информацию.

Например, слова: гулять, я, в парке, люблю, осеннем — всем понятны, и каждое что-то обозначает. Но они существуют сами по себе и не несут никакой смысловой нагрузки. Если же эти слова выстроены в нужном порядке: я люблю гулять в осеннем парке — то получается законченная мысль, то есть предложение.

Каждое предложение строится по нескольким правилам:

  • слова должны быть обязательно согласованы между собой как по смыслу, так и грамматически;
  • в нем должны находиться основные слова или одно слово, вокруг которых группируются остальные;
  • члены предложения должны располагаться в таком порядке, чтобы информация была наиболее понятной;
  • не должны повторяться одни и те же слова.

Смысловым центром предложения являются его главные члены — подлежащее и сказуемое. Остальные единицы речи — это второстепенные члены предложения.

Подлежащее отвечает на вопросы кто (что)? и обозначает одушевленный или неодушевленный предмет (лицо, событие, явление, понятие и т.д.). В предложении оно всегда стоит в именительном падеже.

Может быть выражено не только одним словом, но и каким-либо словосочетанием, и даже фразеологизмом. Проще говоря, подлежащее — это то, о ком или о чем говорится в данном предложении. Это предмет, совершающий действие.

Способов выражения подлежащих существует множество, например:

  1. Существительное в именительном падеже единственного и множественного числа:
    • Белка грызет орехи.
  1. Числительное:
    • Двенадцать не делится на пять.
  2. Местоимение:
    • Я учусь в школе.
    • Мы пошли в кинотеатр.
  3. Инфинитив:
    • Курить — здоровью вредить!
  4. Прилагательное или причастие:
    • Взрослые вышли во двор.
    • Вошедший не закрыл за собой дверь.
  5. Наречие:
    • Завтра наступило неожиданно.
  6. Сочетания слов (географические названия, фразеологические обороты, количественно-именные сочетания или сочетания неопределенного местоимения с прилагательным, сочетания двух существительных с предлогом «с»).
    • Балтийское море является одним из самых больших водоемов в Северной Европе.
    • Бабье лето наступило совершенно неожиданно.
    • Тройка лошадей быстро пронеслась мимо нас.
    • Несколько мужчин сняли головные уборы.
    • Что-то страшное летало в темноте.
    • Мама с ребенком гуляли на детской площадке.

Реже подлежащее выражается союзом, предлогом, междометьем.

В чаще леса послышалось «ау».
«Но» — противительный союз.

Чаще всего подлежащее поясняется другим главным членом — сказуемым. Оно говорит о том, что делает человек или предмет, или в каком состоянии он находится.

Сказуемое отвечает на вопросы:

Что делал (сделал, сделает)? Какова (каков, каково, каковы)?

Сказуемое чаще всего бывает глаголом:

Девочка нарисовала маму.
Дети вышли на прогулку.
Я посещаю музыкальную школу.

Но может выражаться и другими частями речи.

  1. Кратким прилагательным:
    • Эта девушка очень скромна.
  2. Существительным:
    • Москва — столица России.
  3. Числительным:
    • Трижды три — девять.
  4. Наречием:
    • Днём — весна. Вечером — осень.

Различают два вида сказуемых: глагольные и именные. К тому же, глагольные сказуемые бывают простыми и составными.

Простые глагольные сказуемые могут быть выражены глаголом (в любом наклонении):

  • Вышел месяц из тумана.
  • Дайте мне вон ту книгу.
  • Осенью я пойду в школу.

Составные глагольные сказуемые включают в себя вспомогательное слово и неопределенную форму глагола. Первое из которых несет грамматическое, а второе — лексическое значение:

  • Вчера папа начал красить забор.
  • Поэты любят читать стихи перед своими поклонниками.

Составные именные сказуемые выражаются двумя (несколькими) словами или одним словом, но не глаголом:

  • Ребенок был похож на папу.
  • Слово — серебро, молчание — золото.
  • Перед экзаменом я была спокойная, как никогда.

Как подчеркиваются главные члены предложения

Когда есть задание «Найти грамматическую основу», то можно выполнить следующий алгоритм:

  • прочесть предложение, уяснить его содержание;
  • найти подлежащее, задав вопрос: кто или что здесь главный (-ое);
  • задав от него вопрос: что делает? найти сказуемое;
  • подчеркнуть найденные члены предложения.

Запомнить, как именно подчеркивать предложения с подлежащим и сказуемым  совсем несложно: подлежащее — одной сплошной линией, сказуемое — двумя сплошными чертами.

Предложения, требующие тире

Тире — самый простой знак препинания, т. к. в большинстве случаев у него «авторское» применение. По правилам правописания оно требуется для интонационного или логического выделения части предложения, для создания стихотворного ритма. Поэтому каждый автор самостоятельно выбирает, в каком месте поставить этот знак, и решает, есть ли в нем необходимость.

С другой стороны, в русском языке все-таки существуют определенные правила даже для такого «вольного» знака. И если их не соблюдать, текст может стать несуразным и сложным для восприятия. Для того чтобы разобраться в этом, необходимо знать структуру предложения (главные и/или второстепенные члены).

В сложносочиненных предложениях подлежащее бывает выражено не только существительным, но и местоимением, глагольным инфинитивом, числительным, в редких случаях синтаксически неделимым сочетанием. В свою очередь, сказуемое может представлять собой и глагол, и числительное, и наречие, и инфинитив, и местоимение, а также другие части речи.

Советуем к прочтению  Пасхалки: зачем нужны «приветы от автора»

По школьной программе за 8 класс самым простым случаем для применения тире являются предложения, в которых используют составные именные сказуемые. В остальных случаях данный знак применяют:

  1. Если в тексте присутствуют слова «вот», «это», «значит». Перед этими словами тире обязательно. При этом место постановки знака структурно такое же, как в случаях, когда этих слов нет («Родить ребенка — это счастье»).
  2. Между существительным и местоимением. В подобных предложениях местоимение является подлежащим, а существительное в именительном падеже — сказуемым. Существует 4 разновидности таких предложений: тире требуется для выделения местоимения («Ты — балерина»); в предложениях, когда сначала идет сказуемое, потом подлежащее («Понравившийся вам поэт — он»); если в предложение присутствует противопоставление («Твоя сестра работает, а ты — бездельник»); в случае, когда несколько простых предложений с одинаковой структурой идут один за другим («Ты сегодня — умница, ты сегодня — красавица, ты сегодня — богиня»).
  3. В неполных предложениях. В данном случае употребление тире является эмоциональным, для интонационного выделения знаком, заменяющим отсутствующий член предложения («Завтра я еду в магазин, послезавтра — к стоматологу, а через три дня — в банк»).
  4. Для обозначения эмоций, определенного ритма (Я пойду — туда! Я там — нужен! Меня там — ждут!) Это и есть так называемая авторская расстановка знаков.
  5. Для пояснения. Двумя тире выделяют пояснение («Эта командировка — участие в выставке — оказалась крайне удачной»).
  6. При перечислениях («Все члены ее семьи — дочь, зять, сестра, дети — имели возможность получить образование»).
  7. После однородных членов предложения, но перед объединяющим словом («Слива, персик, нектарин — фрукты Южного региона страны»).
  8. В случае когда инфинитив становится второстепенным членом предложения при этом дополнительно являясь пояснением («Наконец, у семьи созрел план — сделать первый шаг и подать документы в суд»).
  9. Если в предложении присутствуют вставные конструкции с вопросительным/восклицательным знаком («Все хорошие жены — а как же по-другому? — должны уметь готовить»).
  10. В роли замены союзу в предложениях, где обе части противопоставлены друг другу («Мы сделали ей подарок — она даже не обрадовалась»).
  11. В бессоюзных предложениях, где в первой части выражается вывод или следствие («Пришел папа — и, как всегда, все исправил»).

Есть еще несколько ситуаций применения тире в написании текстов, например, в прямой речи. Но в основном это модификации и частные случаи вышеприведенных правил.

Тире в зависимости от частей речи

Тире между грамматической основой ставится, если грамматическая основа выражена:

  • Двумя существительными в именительном падеже. Примеры:

Любовь – странное понятие.

Пылесос – удобная вещь.

Мужчина – кормилец семьи.

  • Двумя глаголами в неопределенной форме.

Книги не читать – делать себе только хуже.

Не уметь любить – не познать смысл жизни.

Не любить себя – проигрывать в каждой битве.

  • Двумя числительными.

Шестью шесть – тридцать шесть.

Четыре плюс четыре – восемь.

Дважды два – четыре.

Также тире между грамматической основой ставится, если она выражена следующими вариантами частей речи:

  • Существительное + инфинитив. Примеры:

Наша задача – решить проблему как можно быстрее.

Его долг – помогать нам, во что бы то ни стало.

Мое призвание – учить детей английскому.

  • Инфинитив + существительное

Решать проблемы – задача менеджера.

Покупать продукты – моя прямая обязанность.

Учиться на отлично – мой долг перед родителями.

  • Числительное + существительное.

Семь – нечетное число.

Три – счастливое число.

Тринадцать – несчастливое число.

  • Существительное + словосочетание с числительным.

Площадь комнаты – двадцать квадратных метров.

Угол треугольника – тридцать градусов.

Периметр квадрата – сорок сантиметров.

Другие факторы постановки тире

Тире между грамматической основой ставится, если сказуемое выражено фразеологизмом.

Советуем к прочтению  Написание О после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий

Запеченная курочка – пальчики оближешь.

Этот новый сериал – мыльная опера.

Его прическа – хоть глаз выколи.

Тире ставится, если в предложении есть слова ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ. При этом тире ставится всегда, вне зависимости от того, какими частями речи выражено подлежащее и сказуемое.

Его проигрыш – это мой повод стать лучше.

Курить – это очень плохо

Здоровый образ жизни – вот, что сейчас модно.

Новая беговая дорожка – вот, что мне нужно.

Уметь читать – значит каждый раз погружаться в новый мир.

Вдохновлять – значит любить.

Если перед сказуемым есть частица «не»

В этом случае сказуемым может быть существительное, числительное или фразеологизм.

Дождь не преграда для утренней пробежки.

Когда в качестве сказуемого используется глагол в неопределённой форме или перед ним есть слова «это», «вот», «значит», то в предложении нужно поставить тире.

Языком молотить — не дрова рубить.

Дождь — это не преграда для утренней пробежки.

Сложные случаи. Тире может ставиться, а может не ставиться

Подлежащее выражено местоимением
Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — существительным в именительном падеже, тире обычно не ставится.
Я честный человек.
Вы большой специалист.
Они наши друзья.

Исключения составляют три случая:

Тире ставится при логическом подчеркивании.
Я – гражданин Советского Союза.

Тире ставится при структурном параллелизме предложений.
Мы – люди беспокойные, ибо мы – в ответе за планету.

Тире ставится при обратном порядке слов.
Герой этого романа – он сам.

Сказуемое выражено прилагательным
Если сказуемое выражено прилагательным, причастием или местоимением-прилага­тельным, то тир обчное не ставится.
Жизнь длинная.
Земля круглая.
Автомобиль мой.

Исключение составляют три случая:

Тире ставится при логическом и интонационном членении предложения.
Вся прибыль – ваша.
Взгляд – звериный.

Тире ставится при наличии однородных сказуемых.
Он сильно изменился: походка, движения, черты лица, даже взгляд – мягче, спокойнее, проще.

Тире ставится при структурном параллелизме частей.
Ночь – теплая, луна – серебристая, звезды – блестящие.

Сказуемое выражено наречием
Если подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое – наречием на -о, тире обычно не ставится:
Курить вредно.
Жить опасно.
Ждать скучно.

Исключение лишь одно. Тире ставится при наличии паузы между подлежащим-инфинитивом и сказуемым-наречием на -о:
Уступить – позорно.
Это ужасно – струсить в последний момент.
Это чертовски весело – кататься на лодке.

Исключения из общих правил

Так как постановка тире в предложениях, как и некоторые другие правила русского языка, основаны на интуитивном восприятии, четких правил не так уж и много. А вот исключений из них несколько больше. Это исчерпывающий список случаев, когда тире в тексте не применяют:

  1. Несложные в своем составе предложения, имеющие разговорный стиль («Мой отец повар», «моя сестра студентка»).
  2. При условии, когда соединительным элементом служат сравнительные союзы точно, все равно что, как, вроде, будто, как, словно и т. д. («Алмазы, будто крупные слезы», «море, словно страшное чудовище»). В предложениях с данными союзами знаком препинания служит запятая, но при авторском написании в различных художественных произведениях, для эмоционального усиления некоторыми писателями все-таки ставятся тире («Эта девушка — как праздник!»).
  3. В случаях, когда сказуемое предваряет отрицательная частица «не» («Моя собака нечета твоей», «сердце не камень»). Но если необходима эмоциональная окраска написанного предложения, тире все-таки применяют («Твое объяснение — не оправдание!»).
  4. Если подлежащее и сказуемое разделяют либо вводное слово, либо наречие, либо союз («Копейка, как известно, рубль бережет», «декабрь только начало зимы»).
  5. В предложениях, где перед сказуемым употребляют второстепенный член предложения, относящийся к нему («Ольга наша соседка», «Саша мне одноклассник»).
  6. В случаях, когда сказуемое в предложении стоит перед подлежащим («Отличная женщина Мария Петровна», «прекрасное место эта поляна»).
  7. Когда подлежащее совместно со сказуемым представляют собой неделимый фразеологический оборот («Два сапога пара»).

Все эти правила не работают при необходимости увеличить эмоционально-экспрессивную окраску текста, подчеркнуть логическую составляющую или при противопоставлении.

Наглядные примеры

В русском языке необходимо не только хорошо знать теорию грамматики и пунктуации, но и уметь применять эту информацию на практике. Для этого полезно ознакомиться с примерами, подтверждающими правила. Таблица с примерами и пояснениями:

Тире ставятТире не ставят
Подлежащим и сказуемым являются существительные или числительные в им. падеже при нулевой связке: «Следующая остановка — Станционная», «Расстояние между домами — пятьдесят метров»
  1. Не нулевая связка: «Сестра была молодой женщиной», «Мир есть счастье». 2. Присутствует союз, относящийся к сказуемому: «Облака точно вата», «Ель будто сказочная». 3. Частица «не» стоит перед сказуемым: «Счастье не навсегда». 4. В предложении используют вводное слово, союз, наречие: «Ольга, кажется, влюбилась», «Я тоже еду», «Михаил теперь хороший врач». 5. Сказуемому предшествует относящееся к нему дополнение: «Собака мне друг». 6. Сказуемое предваряет подлежащее: «Умная женщина Алина Николаевна». При написании неразложимого фразеологического оборота: «Одного поля ягоды»
Присутствие инфинитива в виде подлежащего и/или сказуемого: «Не слышать тебя — радость», «Моя обязанность — обеспечить тебя»Присутствие инфинитива в предложении, но при этом сказуемое находится перед подлежащим: «Какая радость дочь увидеть»
Сказуемое логически соединено с подлежащим при помощи слов это, это есть, значит, это значит: «Простить — это значит понять», «Топор — это инструмент»1. Если по схеме слово «значит» применяется как вводное (вместо него можно поставить слово «следовательно»): «Мы идем в школу, значит, мы ученики». 2. Слово «значит» используется, как глагол со значением: «Мамми на английском значит мама», «Если я много говорю, значит я нервничаю», «Ребенок в семье значит больше, чем кажется». Слово «это» является подлежащим местоимением: «Это неинтересно», «Это его сын»
Если подлежащее представляет собой инфинитив, а сказуемое — наречие, оканчивающееся на «о», при этом между обоими членами предложения существует интонационная пауза: «Это отлично — влюбиться»Сказуемое — наречие на «о», подлежащее инфинитив, но отличается тем, что между главными членами предложения нет интонационной паузы: «Пить вредно»
Подлежащее является личным местоимением, и оно интонационно подчеркивается, сказуемое — существительное в именительном падеже «Я — гражданка Российской Федерации!»Подлежащее является личным местоимением, сказуемое — существительное в именительном падеже: «Я неравнодушный человек»
Сказуемое выражено прилагательным, причастием, прилагательным-местоимением, но: · имеется интонационное выделение: «Глаза — собачьи!», «Вся река — наша!»; · присутствуют однородные сказуемые: «Уклад жизни армии — четкий, строгий, уставной»; присутствует структурный параллелизм частей: «День — теплый», «Луна — яркая», «Звезды — золотистые»Сказуемое — это прилагательное, причастие, прилагательное-местоимение: «Часы мои», «Луна круглая»

Даже носителям русского языка иногда бывает сложно грамотно расставить знаки препинания, особенно если текст имеет эмоциональную окраску.

Для того чтобы научиться это делать, необходимо регулярно оттачивать грамматику, а в сложных случаях обращаться к специализированным справочникам с примерами, уроками, и обязательно выполнять упражнениями для закрепления полученных знаний.

Советуем к прочтению  9 хороших игр из писательских пособий для детей

Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

Часто возникает вопрос: подлежащее и сказуемое — это словосочетание или нет? Чтобы ответить на него, нужно сначала вспомнить определение:

Словосочетание — это сочетание главного члена с одним или несколькими второстепенными членами предложения.

Если убрать из предложения второстепенные члены, то смысл не потеряется. Например, из предложения: Скоро наступила долгожданная зимауберем слова «скоро» и «долгожданная». Получилось:Наступила зима. Основная мысль осталась понятной. Значит грамматическая основа — это уже простое нераспространенное предложение, а не словосочетание.

Как доступно рассказать ребенку о главных членах предложения

Нам, взрослым людям кажется, что найти грамматическую основу предложения просто. Но ребенку, который еще только знакомится с правилами русского языка, порой бывает очень трудно понять, что такое сказуемые и подлежащие, и как их найти. Особенно, если вторые выражены не существительными, а первые — не глаголами. Еще одна сложность заключается в том, что в предложении может быть несколько имен существительных.

В начальной школе изучаются только простые предложения, поэтому доступно рассказать о главных членах сможет рассказать практически любой родитель. Разберем объяснение на примере предложения:

К зиме заяц меняет серую шубу на белую.

Спрашиваем ребенка: о ком говорится в этом предложении? Правильно, о зайце. Заяц — это какая часть речи? Да, имя существительное. Значит слово «заяц» — подлежащее, подчеркнем его одной линией.

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения

Далее задаем вопрос «Заяц что делает?». Правильно, меняет. Меняет — это какая часть речи?Да, это глагол. Значит слово «меняет» — сказуемое; как подчеркивать сказуемое?  Правильно, двумя прямыми линиями. Значит грамматическая основа заданного предложения: Заяцменяет.

Источники
  • https://nauka.club/russkiy-yazyk/tire-mezhdu-podlezhashchim-i-skazuemym.html
  • https://RusskYaz.ru/znaki-prepinaniya/tire/tire-mezhdu-podlezhashhim-i-skazuemym.html
  • https://zen.yandex.ru/media/gramotno/tire-mejdu-podlejascim-i-skazuemym-kogda-ne-stavim-5f90262c2c1a69338e23f5a4
  • https://anews.com/novosti/111108512-tire-mezhdu-podlezhawim-i-skazuemym-pravilo-i-primery-predlozhenij.html

Наталья Васильевна
Наталья Васильевна
Учитель русского языка
Задать вопрос

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Говорите правильно
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector